Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Мухаметова Ю.Б. 1
1 МБОУ СШ №16 г.Новый Уренгой
литература
конвергентный подход
буктрейлер
интернет
1. Игнатов К.Ю. Произведения художественной литературы и их экранизация // Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Вып. 7. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012
2. Хилько Н.Ф. Психолого-педагогические особенности аудиовизуального творчества в медиаобразовании // Медиаобразование, №6, 2015. (http://mediatvorchestvo.blogspot.com/)(дата обращения: 18.03.2022)
3. http://www.ipk.ru/index
4. http://www.mediagram.ru/netcat

Образование сегодня направлено не только на формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся, но и интеллектуально развитой личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающего мира. В свете современных задач всестороннего развития личности школьника важное значение приобрела проблема интеграции и межпредметных связей[1]

Конвергентное обучение – это обучение, направленное на формирование такой междисциплинарной образовательной среды, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в которой школьники будут воспринимать мир, как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин. Конвергенция (от лат. convergo — «сближаю») означает процесс сближения, схождения (в разном смысле), слияние всего разного непохожего в чём-то одном. Данное слово стало популярным и в образовании[1].

Цель – рассмотрение межпредметной интеграции на уроках литературы и во внеурочное время. В настоящее время межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока. Межпредметные связи могут быть как разовыми, так и систематическими, являясь наиболее глубоким уровнем интеграции[2].

Все учителя-словесники, и я в том числе, работая учителем уже 15 лет, хотя бы раз сталкивались с интеграцией литературы иразных видов искусств: живописи, музыки, кино, театра. Многие работают над этим, открывая для себя новые возможности в преподавании. В г.Новый Уренгой интегрировать музыку, живопись и театр помогают Детская школа искусств им.С.Рахманинова, Новоуренгойский городской музей изобразительного искусства, Городской дворец культуры и многочисленные кинозалы. На базе МБОУ СШ №16 действует Музей хранителей воинской славы, в котором собраны уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны.

Система работы, например, с литературными экранизациями не нова, она апробирована, работает и дает хорошие результаты. Единственно необходимое условие – знание учителем компьютерных технологий и владение ими, создание собственных цифровых образовательных средств (нарезок) по конкретному произведению.Я думаю, каждый учитель пробовал организовать работу с видеоматериалами на уроке.

Являясь получателем гранта «Новый Учитель Ямала», мной был разработан и внедрен проект «Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочной деятельности».

Буктрейлер - это небольшие рекламные видеоролики, основная цель которых – заинтересовать читателя, побудить его к прочтению книги. Прием киноиндустрии и маркетинга мы адаптировали к педагогике и стали применять на уроках литературы и во внеурочное время для того, чтобы приучить детей к чтению, а также продвижению творчества поэтов и писателей Ямало-Ненецкого автономного округа.

Для работы по созданию буктрейлеров для педагога было закуплено необходимое оборудование: ноутбук, лицензионная программа для монтирования видео Pinacl, видеокамера, штатив и др. Обучающиеся, изучив этапы работы над созданием буктрейлеров (рис. 1) активно влились в работы проекта и сами охотно стали создавать буктрейлеры по книгам.

 

Рисунок 1

В ходе работы появились буктрейлеры по хантыйской народной сказке «Ими-Хиты и Вошинг Урт» (стал участником Международного краутсорсингого интернет-проекта «Страна Читающая» и был отмечен грамотой за активное участие), буктрейлер по творчеству хантыйского поэта и журналиста Романа Ругина занял 2 место в городском конкурсе буктрейлеров «Краеведческая книга в кадре» и др. Были созданы буктрейлеры на основе рисунков самих учеников, на основе фрагментов фильмов и др. Так были созданы и показаны на уроке буктрейлеры по произведениям Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», по рассказу В.К.Железникова «Чучело», по рассказу Т.Цинберг «Седьмая симфония» и др.

Также ребята стали активно делиться буктрейлерами и размещать их в сети Интернет, на своих страницах в социальной сети ВКонтакте и в др.

В 2021 году параллель 7 классов МБОУ СШ №16 г.Новый Уренгой приняла участие во Всероссийской школьной недели высоких технологий и технопредпринимательства. В школе был организован конкурс буктьюберов. Всего в конкурсе приняло участие 29 учащихся, которые подготовили 19 книжных обзоров. В ходе работы учащиеся проявили находчивость и смекалку: снимали обзоры в библиотеках ина улицах, в школе и дома, и даже говорили голосами анимированных персонажей. Книгоблогеры обозревали не только подростковую и детскую, но и научную литературу http://htweek.ru/news/lovcy-knig Как учащимися, так и членами жюри были отмечены буктрейлеры по произведению С.Хоккинга «О вселенной в двух словах», «Коты-воители» и др.

Ученик 7а класса Сагитов Р. стал победителем регионального конкурса буктрейлеров (видеорепортаж телеканала «Импульс» https://vk.com/id18755115?z=video18755115_456239092%2Fbd85d443e838a74da2%2Fpl_wall_18755115

Ссылки на сервисы:

Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfqaixPqEd6a912GuBrTMmw

ВК: https://vk.com/video (рис. 2).

 

 

Рисунок 2

Сайт учителя: https://nsportal.ru/yuliya-muhametova

В течение всего времени была взаимосвязь с такими проектами, как Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая», Всероссийский конкурс медиапроектов «Страна Читалия» и др.

В данный момент идет создание комикса по хантыйской народной сказке в мобильном приложении.

Подростки, являясь пассивной частью населения, потребляют тот продукт, который предлагает Интернет, средства массовой информации. Буктрейлер настраивает на рекламное восприятие произведения, это намного интересней и зрелищней, чем просто прочитать аннотацию. Визуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь.

С помощью буктрейлеров можно познакомить нечитающего подростка с замечательными авторами, с национальной литературой, интересными и действительно качественными книгами. Буктрейлеры, созданные самими учащимися, непременно заинтересуют одноклассников, сверстников, знакомых, и книги найдут своих читателей. Постепенно, с использованием разнообразных буктрейлеров, созданных на самые разные темы, в сознание учащихся внедряется мысль о высоком авторитете печатного слова и людей, для которых жизненные достижения во многом осуществились благодаря чтению.

Сейчас, когда ощущается снижение интереса к чтению, необходимо создавать разнообразные, современные инструменты для повышения читательской активности. И буктрейлер – это один из эффективных инструментов, который можно использовать на уроках, библиотечных занятиях, для распространения в социальных сетях и во внеурочной деятельности работы со школьниками.

Заключение. Таким образом, интеграция русского языка, литературы, информатики, рисования, кино, возможна и продуктивна. Стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией образовательного процесса. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений существующих проблем.


Библиографическая ссылка

Мухаметова Ю.Б. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Старт в науке. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2331 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674