Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОЕКТ СЕМЕЙНОЕ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И СОЗИДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ

Алакаева К.С. 1
1 ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум"
семья
масс-медиа
гражданская позиция
стиль жизни
1). Акимова М.К., Персиянцева С.В., Перевощикова Г.С. Взаимосвязь гражданской идентичности и выбора жизненных стилей молодыми россиянами // Инновации в образовании. – 2017. № 11. – С. 99
2). Асфатуллин С.Г. Развенчание мифов о Великой Победе // «Военно-исторический журнал». - 2014. № 5. – С.7-11
3). Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России.- 2011. № 1. – С.151-159.
4). Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
5). Денисова А.Б. Влияние ИКТ на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации //Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - 2015, № 1. – С. 22-27
6). Домбек С. О. Понимание гражданской позиции будущими педагогами / С. О. Домбек, Н. В. Лебедева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2014. № 5. — С. 381–387.
7). Рязанова М.П. Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015. № 4(23). – С. 164.
8). Финансовый словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23436
9). Хандажпова С.Б. Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/26/formirovanie-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy
10). Хахалева О.А. К вопросу об информационной среде обитания // Вестник КрасГАУ, - 2012, № 2. – С. 243 – 247.

«Кто не принадлежит своему отечеству,

не принадлежит и человечеству»

В.Г. Белинский

Современные общепланетарные вызовы жизни являются последствиями процесса глобализации (унификации всех сфер человеческого бытия). Отказ от социокультурной самоидентификации в пользу бытового комфорта «европейского стиля» привел к утрате индивидуальности, потере своего «Я» и асоциальности в молодежных субкультурных кругах (инертность, абсентеизм, нивелировка такой ценности как патриотизм на основе искажения «образов Семьи и Родины»). Перечисленные деструктивные последствия глобализации напрямую связаны с проблемой взаимосвязи качества информационного контента и образа окружающего мира (действительности), формирующегося в сознании молодого поколения и детерминирующего его поведение. Речь идет о гражданской позиции. Молодое поколение в своих ценностных предпочтениях определяют сегодня, каким будет «завтра» у страны и ее граждан. Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы, особенно в период неопределенности.

Цель работы: создать информационную среду (Проект Семейное масс-медиа) для формирования устойчивой гражданской позиции как базиса созидательного стиля жизни у обучающихся современной профессиональной школы.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

1. Сделать теоретический анализ понятия «гражданская позиция».

2. Выявить связь между гражданской позицией и выбором модели поведения (стилем жизни).

3. Изучить понятия «информационная среда», «контент», «фейк ньюс».

4. Выявить связь между попытками исказить информацию, например, «переписать историю», и характером гражданской позиции нового поколения.

5. Разработать и реализовать Проект «Семейное масс-медиа».

Объект исследования: информационная среда в период неопределённости

Предмет исследования: влияние качества контента на формирование гражданской позиции и стиля жизни

Научным обоснованием работы являются идеи и труды А. Адлера, Ю. Березутского, Д. Мида, О. Хахалева, Ю. Шрейдера, Н.С. Щепочкина.

Теоретическая новизна работы: дано определение гражданской позиции и созидательного стиля жизни, выявлены взаимосвязи между гражданской позицией и моделью поведения, проанализированы феномены «фейка» и тенденций к переписыванию истории, дано понимание «семьи» в узком и широком смыслах.

Эмпирическая база работы: данные социологического опроса «Россия для тебя и ТЫ для России?…» 2011 , 2017 и 2022 годов.

Практическая значимость работы:

- Проект «Семейное масс-медиа» - это альтернативная традиционным воспитательным инструментам (тематический классный час, родительское собрание и др.) современная цифровая функциональная площадка социализации обучающихся профессиональной образовательной организации.

Анализом понятия «гражданская позиция» занимались Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Ю.В. Березутский, Н.П. Капустин, В.Т. Лисовский, Н.С. Щепочкин и др.

Под гражданским обществом понимается цивилизованное общество, то есть совокупность граждан с активной жизненной позицией, осознающих свою идентичность в национальном, политическом, культурном, экономическом и других смыслах [6, 381].

Одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане » [7, 164].

С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретённых в процессе социализации личности и помогающих ей:

во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений;

во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения [3, 151].

В педагогике многие исследователи считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность». Первое включает в себя такие качества как любовь к Родине, чувство собственного достоинств и уважение к государству. Второе трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности [7, 165].

Таким образом, под гражданской позицией понимается совокупность мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов.

В современных работах под «гражданской позицией» понимается рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей.

На основании вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что гражданская позиция это интегрированное качество личности, включающее в себя:

- статику (оценочные знания о своей стране, обществе и своем месте в этом обществе, то есть «образ Семьи и Родины»), поэтому важно какую именно информацию получает индивид, из каких источников, насколько контент объективен и безопасен для еще не сформировавшейся ценностной школы личности;

- динамику (поступки, действия в отношении окружающего мира), важно понимать, что убеждения, направленность личности, интересы и будут управлять поведением:

активность – пассивность,

созидательность – разрушительность,

социальная ориентированность или эгоизм.

Данные понятия сформируют поведенческий «почерк» жизни или жизненный стиль.

Представления о стиле жизни личности были введены в науку А. Адлером [1, 99]. Стиль жизни – это, с одной стороны, принятая человеком концепция жизни («путеводный образ»), а с другой стороны – принятый им паттерн поведения («жизненный план»).

В настоящее время индивидуальный стиль жизни чаще актуализируется как степень проявления активной деятельностной сущности человека, формы его поведения, направленной на решение жизненных проблем и реализацию его творческих сил. Это устойчивая система характеристик поведения, поведенческий «почерк» личности, «модели поведения»[1, 99].

На выбор модели поведения оказывают влияние ряд факторов: возрастные и психологические особенности, социально-культурная среда, историческая эпоха.

Поскольку человек рождается с открытой программой из него можно вылепить все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков — будет волком, среди обезьян — обезьяной, а среди людей (если повезет), может стать человеком. Проблема соотношения социального и биологического в человеке находит отражение в ряде социологических и психологических теорий, например: структурного (символического) интеракционизма Джорджа Мида, теории «зеркального Я» Ч. Кули, теории этапов жизни человека Э. Эриксона, психоанализе З.Фрейда и др. В частности, под структурным интеракционизмом понимается отражение в нашем сознании общества как нашего собственного «Я». Джордж Мид говорил о ролевой теории личности: через процесс принятия роли индивиды развивают самость (личностную сущность).

1) Я (соотв. английскому «i») — спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2) Я (соотв. английскому «me») — это то, как люди видят себя, но глазами других.

Мид выделяет две стадии развития самости:

1) стадия игры (play) — ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2) стадия соревнования (game) — принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Речь идет о процессе социализации – передачи социального опыта (от агентов и агентуры социума индивиду). Примеряя разные роли, ребенок оценивает ситуацию (рефлексирует). Так начинает формироваться стиль жизни.

А Адлер, не смотря на свою убежденность, что жизненный стиль индивидуален, предложил в качестве классификации два критерия: «социальный интерес» и «степень активности». Между критериями выявляется прямая взаимосвязь:

- при высоком уровне социального интереса наблюдается активная жизненная позиция – социально-полезный тип.,

- при асоциальном (эгоистичном) интересе мы сталкиваемся с «берущим», «избегающим» или «управляющим» типами.

Итак, стиль жизни (или модель поведения) – это деятельностная сущность человека (характеристика средств достижения жизненных целей). Поступки индивида могут быть мотивированы разными факторами внешней среды, которые проходят через внутренний фильтр (мораль, интересы, убеждения, эрудированность и т.п.). Следовательно, гражданская позиции выступает базисом, а жизненный стиль индивида – это надстройка.

Социологические исследования показывают, что до 2022 года все более заметным становилось отчуждение личности от государства (утрата патриотических чувств, ослабление гражданской активности), то есть, на лицо факт изменения модели поведения нового поколения. Если мы обратимся к старшим поколениям, для которых образы «малой Родины», «большой Родины», «мамы», «старшего поколения», «семьи», «учителя», «школы» и т.п. были в основе шкалы ценностей, то увидим, как данная нравственная база проявлялась в мотивированном отношении к учебе, труду, в социально активном поведении. У нового («цифрового») поколения произошла деформация в понятиях.

Мы сопоставили результаты опроса студентов ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» в 2011, 2017 и в 2022 году.

В 2011 году в рамках работы «Национальная идея современной России глазами молодежи» для выполнения эмпирической части была разработана анкета «Россия для тебя и ТЫ для России?…». Было опрошено 320 студентов, из них: 15-17 лет – 110 студентов, 18 – 19 лет – 234 студентов, старше 20 лет – 76 студентов. В 2017 году было опрошено 63 студента в возрасте 15-17 лет. В 2022 году было опрошено 113 человек в возрасте 15-17 лет.

Анализ показал, что понятия «гражданская позиция» и «модель поведения» или «стиль жизни» взаимосвязанны. Получаемая индивидом информация из окружающей его среды закладывает фундамент - знания, на котором будут формироваться личные убеждения («осознание своего Я»). Эмоции позволяют «прочувствовать» объекты и проранжировать их по шкале ценностей, после чего индивид переходит на поведенческую стадию – так формируется стиль жизни.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что информационное поле, в котором идет формирование первого компонента гражданской позиции (когнитивного) играет важную роль в определении жизненного стиля. Что я вижу, слышу, ощущаю, таким и будет формированный в голове образ действительности, следовательно, важно контролировать качество контента (информационного содержания).

Под созидательным стилем жизни мы понимаем творческую активность обучающегося с высоким уровнем социальной ответственности и желанием внести свой вклад в улучшение жизни на всех уровнях.

Первое сентября 2021 года – дата рождения группы ИС-212б - это дата разработки и последовавшего запуска Проекта «Семейное масс-медиа».

Масс-медиа – это средство массовой информации, то есть распространение информации с максимальным охватом аудитории.

Почему «Семейное»?

Семья – это базовый социальный институт. В традиционном смысле семья характеризуется следующими признаками: наличие кровно родственных отношений, общность быта, взаимная моральная ответственность.

Мы расширили данное понятие: семья как созидательная социальная среда взросления и становления человека.

Таблица 1

Уровни семейственности индивида

Уровень

Характеристика

Первичный

Семья как общность связанных духовно, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.

Вторичный – микро

Семья как общность учебно-производственного характера (группа, класс, команда, коллектив, бригада, отдел)

Вторичный – макро

Семья как общность политико-правовая характера (государство, страна)

Вторичный – глобал

Семья как общность планетарного характера (планета Земля)

Таким образом, мы решили создавать многоуровневый семейный контент.

Наши мотиваторы:

1. Родители приезжих студентов подолгу не видят своих детей.

2. Родители большинства обучающихся не владеют информацией, как именно выстроен учебно-воспитательный процесс в техникуме, они «отделены» от жизни детей.

3. Когда студент заболел или уехал на соревнования/конкурсы, он «выпадает» из жизни группы.

4. Многие студенты не интересуются возможностями своего учебного заведения и создают в голове иллюзию, что жизнь «скучная».

5. Многие не интересуются жизнью своего года, страны и создают иллюзию, что власть живет свой жизнью и ориентирована только на взяточничество и обман.

Суть проекта.

Для формирования устойчивой гражданской позиции привлечь к созданию информационного контента обучавшихся ПОО по следующим направлениям:

- ежедневные посты о том, как прошел учебный день (рубрика «Из жизни ИС-212б»)

- публичное обсуждение планов, мероприятий (собрания модераторов, старостат) –

- публикация статей о тенденциях развития отечественной науки и технологий в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет»,

- рубрика «Новостная студия» - события в мире, России, Татарстане, городе Альметьевск, ГАПОУ «Альметьевском политехническом техникуме»

- видео-подкасты «Жизнь АПТ глазами студентов»,

- интервью и видеоконференции с интересными людьми,

Цели проекта:

- формирование позитивного имиджа страны, учебного заведения,

- пиар воспитательной работы, материальной базы и профессионализма педагогов за пределами учебного заведения,

- публичность мероприятий,

- быстрая адаптация обучающихся нового набора,

- рекрутинг студенческого актива.

Ресурсы проекта:

- сайт «ИСточник хорошего настроения» / автора Пиянзин, Алакаева - http://источник-хорошего-настроения.рф/index.html,

- сайт и мониторы ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»,

- тематический чат в телеграмм - https://t.me/+f_3svYcOmqNiYWZi,

- аккаунт в социальной сети ВКонтакте - https://vk.com/club211322262,

Изменяемость эффективности проекта:

- аудитория,

- география,

- социологические опросы,

- численность актива.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1) Гражданская позиция это интегрированное качество личности, которое включающее в себя два элемента: уровень знаний и культуру поведения. Данные понятия формируют поведенческий «почерк» жизни или жизненный стиль.

2) Стиль жизни – это деятельностная сущность человека: какие средства использует индивид для достижения своих целей.

Под созидательным стилем жизни мы понимаем творческую активность обучающегося с высоким уровнем социальной ответственности и желанием внести свой вклад в улучшение жизни на всех уровнях.

3) Поступки индивида могут быть мотивированы разными факторами внешней среды, которые проходят через внутренний фильтр (мораль, интересы, убеждения, эрудированность и т.п.).

4) Современная информационная среда – это место обитания молодого поколения, именно в ней происходит процесс социализации студентов, следовательно, качество ее содержания (контента) играет приоритетную роль в формировании гражданской позиции индивида.

5) Современный феномен «фейк ньюс» или фальшивые новости – это контент, который изначально искажает реальность с коммерческими целями сделать прибыль на сфабрикованном скандале.

6) Разовая нажива приводит к деструктивным последствиям, которые проявляются в отчужденности нового поколения от истории своей страны, игнорировании базовых ценностей, отказе от активной гражданской позиции.

Наш Проект «Семейное Масс-Медиа» - это современная цифровая функциональная площадка социализации обучающихся профессиональной образовательной организации.

«Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите - и Вы запомните,

сделайте - и Вы поймете»

Кун-Фу-Цзы

Мы еще не можем утверждать, что изменили стиль жизни обучающихся через участие в нашем Проекте, но социологические опросы выявили позитивную динамику по направлению формирования гражданской позиции.


Библиографическая ссылка

Алакаева К.С. ПРОЕКТ СЕМЕЙНОЕ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И СОЗИДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ // Старт в науке. – 2023. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2342 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674