Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Чупрына С.С. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Толмачевская школа № 60" города Оби Новосибирской области
функциональная грамотность
рэш
компетенции
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Электронный портал «Гарант». — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1 (дата обращения: 20.10.2023).
2. Зубаирова Оксана Владимировна, Читательская грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности: формирование и оценивание // «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/aa2/aa28ba5110a03008330637d31fe14e2a.pdf (дата обращения: 20.10.2023).
3. Игнатова О. А. Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы // Образовательно-методический портал «Открытый урок. Первое сентября». — URL: http://festival.1september.ru/articles/510804/ (дата обращения: 25.10.2023).
4. Сивелева С. Ю. Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 514-517. — URL https://moluch.ru/archive/128/35511/ (дата обращения: 25.10.2023).

Введение

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

Показателем вхождения является средневзвешенное место России в трех международных сравнительных исследованиях. Задания этого исследования содержат необычные для наших школьников формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью, проявления кругозора. Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет.

Банк заданий и методические материалы по формированию функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Цель исследования: условия формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания с применением цифровых образовательных ресурсов.

Методы исследования: общенаучные – анализ и синтез, с помощью которых были изучены авторские статьи журналов, главы учебных пособий и другая литература.

Изученность проблемы исследования нашла отражение в статьях научно-теоретических и методологических журналов. Рассмотренные источники отражают проблему формирования функциональной грамотности в школе за последнее десятилетия, что позволяет утверждать, что авторы достаточно полно отражают проблему современности.

Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда, 60 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Применялось понятие в основном к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. Очевидно, что функциональная грамотность ассоциировалась западными специалистами с практическим использованием человеком приобретенных знаний [2].

Термин «функциональная грамотность» ввёл советский психолог, философ ипедагог Алексей Леонтьев. Онговорил, что функциональная грамотность— это прежде всего умение работать синформацией. Про какогобы рода информацию мыниговорили, всё упирается вчтение. Асегодняшние достижения нейролингвистики, психолингвистики инейродидактики доказывают: чтение— сложнейший когнитивный процесс [2].

Мыдолжны признать иконстатировать, что словарный (лексический) запас современного ребёнка очень серьёзно отличается отзапаса ребёнка, который приходил вшколу 10 лет назад. Это неплохо инехорошо— просто это факт.

Наша речь меняется, потому что язык— живое явление. Даже язык книг, которые мысегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если выположите перед собой книгу 60-х годов икнигу сегодняшнего дня, то, вчитавшись впервый абзац, почувствуете разницу.

Дети неготовы трудиться. Уних нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи итак достаются достаточно легко.

Неразвитость восприятия мира ичувств. Удетей постарше, когда дело доходит довосприятия классики, нередко обнаруживается проблема спониманием оттенков отношений между людьми.

Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться смассивом текста исосмыслами. Современному ребенку достаточно непонять всего одно слово, исмысл текста начнет ускользать. Если есть непонимание вчтении, товозникает инелюбовь ктексту [4].

Отличительные черты школьника сразвитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться инаходить выход вразнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения иписьма дляпостроения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один итотже факт илиявление изучается, азатем иоценивается сразных сторон.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу поформированию функциональной грамотности младших школьников ишкольников среднего звена. Например, читательская грамотность— важнейший метапредметный результат обучения [1].

Науроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, анужно рассуждать напредложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания идостигать определенных целей вжизни, применяя их напрактике.

Важно научиться читать между строк, уметь находить иизвлекать важную ивторостепенную информацию, замечать различные взаимосвязи ипараллели.

Еще один компонент функциональной грамотности— глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно иливгруппе использовать знания длярешения глобальных задач.

Ее развитию способствуют задания нанахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями изакономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию иответить навопросы вобласти демографии, экономики, экологии идругих мировых проблем [3].

Креативное мышление

Сюда относим все, чтосвязано створчеством вглобальном значении: способность генерировать свои иулучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию ивоображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные ислабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа надстенгазетой, составление расписания уроков идомашних дел, создание картины наактуальную тему илиизображения фантастического животного.

Креативное мышление связано нетолько створческой активностью, ноисглубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые приопределенных условиях можно быстрее ипроще.

Финансовая грамотность

Грамотность вобласти финансовых инструментов подразумевает, чтошкольники знакомятся сбазовыми понятиями иучатся принимать решения дляулучшения собственного благополучия.

Длятого чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют дляучеников ситуации сбанковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный скомпьютерной грамотностью ибезопасностью школьников, выходит впоследние годы наодно изпервых мест. Навык взаимодействия сэлектронными сервисами требуется уже вначальной школе.

На уроках истории и обществознания применяются приёмы по формированию функциональной грамотности: выбор верного суждения, поиск заданной информации в тексте (имена, даты, показатели), ранжирование данных и составление диаграмм, формирование собственного суждения на основе нового знания, отбор ключевых понятий для составления терминологического диктанта

составление ассоциативного ряда к какому-либо историческому событию или исторической личности, моделирование ситуаций, проблем на уроках обществознания и использование знаний для их решения, составление тематических презентаций, видеороликов, аудио репортажей.

Банк для формирования и оценки функциональной грамотности

Российская электронная школа

https://fg resh edu ru

ФГБНУ ИСРО РАО

http://skiv instrao ru/

«Просвещение»

https://media prosv ru/func/

 

 

Выводы:

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования трактуется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Условия формирования функциональной грамотности:

- приоритетное значение формирования функциональной грамотности, поддержка реализации программы на федеральном уровне;

- возможность использовать банк заданий для формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания;

- применение информационно-коммуникационных технологий для формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания;

- осуществление поиска оптимального ресурса для на уроках истории и обществознания.


Библиографическая ссылка

Чупрына С.С. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Старт в науке. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2343 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674